район Иерики 2007 год

Как мы с Андрейкой и его мамой перегнали две машины.
(на пути к Лиговской поляне, район Иерики)

район ИерикиОднажды у меня сломалась машина. Мой старенький «Опель». Обидно то, что это произошло за день до запланированного выезда на природу, на Лиговскую поляну, с целой группой людей - неопытных для походов и путешествий - около 16 человек (которую подбил на это дело именно я, а не кто-то другой). Планировалось выехать утром 15-го августа тремя машинами: две – из Риги, одна (моя) – из Огре. А со мной должны были ехать, кроме моей супруги, Андрейка из Лиелварде, и его мама Ивета, с которой вы уже знакомы. И планировалось показать им утёсы Аматы, включая Звартас, пещеры района и вообще – красивейшие места Латвии.

Поскольку отступать не хотелось, люди были готовы для «вылазки», для экипажа моего автомобиля решено было превратить поход из авто- в пеший. Команда приняла этот факт спокойно, как что-то само собой разумеющееся. Вопрос был только в том, что рижане собирались выезжать около 7 утра, до наступления времени пробок. А мы из Огре выезжали первой электричкой, 5.28. И возникала растерянность: как они достигнут поляны без опытного ведущего, и устроятся там? Решили, что связь будет по мобильному телефону, буду их ориентировать, и доведу до места через ценные наставления и указания. А к моему приходу они приготовят шашлыки.

Итак, 15-го августа, полшестого утра, поход начался на Огрской ж/д станции. В Риге с электрички быстро переместились на автостанцию, и немедленно сели на автобус Рига-Цесис, взяв билет до Иерики. Был так же вариант ехать утренним дизелем. Однако дизель шёл минут на 10-15 позже, это означало и более поздний приезд на место, плюс – от дизеля на километр дальше к пункту назначения.

8.00 мы находились на остановке в Иерики, выйдя из автобуса. По направлению к Звартасу в районе самих район ИерикиИерики было два варианта пути: 1)через р. Кумаду: мимо подстанции через мост напротив хут. Кумадас, и – 2)через заправку, ул. Кумадас, и переправиться через реку по естественным мостам, так давно мне знакомым. Один из них – завал на реке, другой – ель, поваленная во время январского урагана 2005 г . Из вариантов выбрал первый (по мосту), поскольку участники из Лиелварде шли впервые с рюкзаками (даже в такой маленький поход выходного дня). Однако когда мы подошли к гипотетическому месту мостика, его там не оказалось. Минут 40 мы потеряли, ориентируясь. Осмотрели место слияния речек Кумада и Иерикупите (Грубас) Не помогли мои познания местности, и ориентация по ЛЭП. Тропы были, моста не обнаружили. В конце концов, переправились по галечной отмели. Андрейку я просто перенёс. На другом берегу обнаружили продолжение тропы и на ней, поперёк тропы – большую доску с надписью: «Проход запрещён. Приватипашумс» Вот так. Чтоб защитить приватипашумс, даже мост снесли. Я вспомнил, что года 3 назад хозяйка Кумадас расселяла жильцов из хутора. А теперь превратила дом в крепость (неприступную, т.е. не подступиться). Имение обошли по полю, не подходя к строениям. Вышли на знакомую мне лесную дорогу, и пошли по ней. Андрей капризничал, шумел, но вот перед нами на дороге показались череп и кости… «Вот что происходит с непослушными туристами!»-объяснил я Анрейке. Тот сразу притих, стал серьёзным-серьёзным. Я не стал вдаваться в подробности, что кости принадлежали какому-то непутёвому барсуку, или собаке.

Итак, пррайон Иерикиошли лес, поле, где на склоне когда-то даже действовал подъёмник туристов РПИ. Впереди показалось знакомое место – холм с дубравой. Здесь мы немного задержались. Из тех дубов, которые составляли большинство крупной растительности, осталось ещё меньше, чем было 10, 20 лет назад. Появились ещё мёртвые остовы дубов вместо бывших живых деревьев, некоторые – обгоревшие. Зато берёзы, поднявшись, стали составлять почти большинство деревьев. Своим спутникам я рассказал, как 25 лет назад на Лиго встречал здесь латышских девушек в национальных костюмах, собиравших цветы для венков, как мы ходили на Лиговские игры тем же способом, что и мы сейчас: сюда мой друг пешком, и только с рюкзаком…

Прошли поле, которое зимой вспахивают своими рылами кабаны. Вступили в лес… В этом лесу всегда как-то торжественно, особо тихо и спокойно. Метров через 500 пересекли трассу газопровода. После леса вдруг открывается такой прекрасный вид направо, в сторону Аматы. Мы даже прошли немного в ту сторону, полюбовавшись зрелищем. Но задерживаться не стали, (время не ждёт!) и повернули снова в лес, срезав угол леса. Здесь я позвонил автомобильной команде (одной из машин), обеспокоенный их молчанием. Оказалось, что только сейчас, 9.40, они находятся около «Альфы», и направляются в нашем направлении. Так уж получается, что когда собираются «чайники» (чайники – в сфере туризма, чтоб никто не обидился!), то сборы занимают бОльшее время. А когда нет чётко назначенного времени отправления поезда (или самолёта), кажется, что можно чуть-чуть отложить со стартом: ведь на машине-то нагоним! В результате сборы выходят дольше, чем сам поход. А у нас появился шанс прийти на поляну раньше их. Итак, прошли по просеке, миновали остатки муравейника, разрытого кабанами. район Иерики

Вышли ко Звартасу, миновав плакат тропы чьей-то матери (вроде как лесной). На площадке у Звартаса сделали остановку: подкрепились, сфотографировались со штатива на фоне утёса. Моя маленькая команда радовалась. И то, что были без автомобиля, оказалось просто преимуществом, а не потерей в этот день. Созвонившись с одним из авто друзей, узнал, что они едут в нашу сторону, но ещё не так близко (это тем более удивительно, что я доезжал от Поляны до центра Риги утром после последних Лиговских менее чем за час). Итак, мы поднялись и вышли на финишную прямую. В долине Аматы мобильная связь очень плохая. Единственный телефон, который более-менее постоянно поддерживал связь в «ЛМТ», это Наташин старенький Alkatel -735. Остальные аппараты брали с перебоями. О «ТЕЛЕ-2» и говорить нечего, хотя, как анекдот, именно Звартас был на рекламах ТЕЛЕ-2 весной этого года.

Проходя мимо Ванагу клинтс, обратил внимание на утёс. Если и всегда он выглядит неповторимо, теперь пещерки, находящиеся чуть выше уровня воды, выглядели особенно: как глаза.

Около 11.00 мы были на Лиговской. Машины достигли этого места только минут через 30-40, направляемые мудрыми инструкциями по телефону (скромно промолчу, что моими J ). Они ещё какое-то время ориентировались в Лигатне, не решаясь повернуть в сторону указателей, там обе машины и встретились друг с другом, и место около пруда проезжали уже вместе. Итак, мы пешком, с Андреем перегнали автомобили. И теперь заняли место (костровое, разумеется) как победители. Когда появилась вся команда, я предложил сразу, легко подкрепившись, сходить на экскурсию на утёсы (до Звартаса), оставить в лагере того, кто приготовит вкуснятину, по возвращению заняться шашлыками, а после выйти на пещеры. Тем более что из них, приехавших на авто, никто нирайон Иерики разу не был здесь. Однако произошло нечто неожиданное для меня: люди заявили, что главное теперь – сделать шашлыки. И сходить куда-то можно и потом, когда-нибудь. Дети стали бегать по поляне и шуметь, а взрослые сплотились вокруг стола. В отличие от времени Лиговских игр, на поляне появилось великое множество ос. Мы их не злили, они нас не трогали (разве что залили кипятком их предположительное гнездо, ненадолго их это остудило), но гудящие соседи были неприятны. Обстановку получившегося в такой ситуации общения удалось разрядить немного своими авторскими песнями. Все дети купались в Амате, вода им холодной не казалась, но из взрослых купались только я, да Виктор, клавишник. Остальные решили, что вода холодна, да и не стремились купаться. Равнодушие моих друзей к окружающему миру немного расстроило меня (всю вылазку подготовил ко дню рождения своему). Впрочем, огорчился не так уж и сильно, просто жаль, что не поняли они, что шашлыки – они шашлыками останутся и на личном огороде, а на маршруте и гречка с тушенкой – вкуснятина. Однако группа разделилась на тех, кто съев шашлыки, заторопились домой и в работу, осуечённые заботами (в данном случае, как получилось - экипаж «Крайслера»), и тех, кто пожелал задержаться, и увидеть больше, чем знал до этого (совпало, что это был экипаж «Ауди»). Впрочем, Андрею успел я показать пещеру под автомобильным мостом через Амату. А уж он-то (втихаря от взрослых) отвёл туда на экскурсию всю ораву приехавших детей.

Итак, когда «Крайслер» уехал с его шумящей командой (около 16.00), по тропе на Звартас со мной пошла новая команда: Алина, Оля, Диана и Лёша. На поиск и осмотр пещер в лесу уже не было времени. Но то, что проходили, что успели увидеть, затронуло их сердца (все эти неповторимые места, тропы, холмы, утёсы и т.п.). И путешествие было принято ими с благодарным сердцем. Около утёса «с глазами» мы задержались. Какая-то интересная тишина: будто великан, наполовину погруженный в воду, внимательно смотрайон Иерикирит на нас, задержавшихся в тени деревьев… По дороге на Звартас обратили внимание на другие пещеры, образовавшиеся почти на уровне воды на берегу: вода постепенно подмывает кручу, и некоторые пещеры достаточно глубоки. Не только у утёса «с глазами» изменилась конфигурация, но и в других местах. Рассмотрели, и сфотографировали места сезонных водопадов (зимой - ледопадов) на берегу Аматы. Около 18.00 мы вернулись в лагерь.

Андрейку мы с командой «Крайслера» отправили в Ригу, поскольку идти обратно до шоссе было достаточно далеко. А время – достаточно позднее. Ведь нам надо было ещё успеть на проходящий транспорт в сторону Риги. С нами вопрос решился в последний момент: до определённого места Алина нас подвезла на машине. Таких «толстых», как мы, на заднем сиденье поместилось достаточно: все кто оставался. Далее, следуя некоторым моим пожеланиям, нас довезли до определённого места на дороге, не подъезжая к псковскому шоссе. А до самого Лигатне я, Наташа и Ивета дошли пешком, как и полагается. Дошли до остановки в Лигатне, и через 3-4 минуты садились на рейсовый автобус Цесис – Рига. А в Риге, садясь на электричку, увидели в соседней электричке (на Елгаву) Олю с детьми, которая тут же, увидев нас, подписала и вручила забытую днём открытку на мой день рождения. Вот так завершился поход в честь моего дня рождения. Что за люди были со мной, кого я собрал? -поющие и играющие на инструментах, на богослужениях моей церкви, и члены наших семей. Вот такие мы разные, однако! Думаю, это нормально, что те же события, обстоятельства, природные явления, находят разный отклик в человеческих душах, да и в разное время. Были бы все одинаковые – скучно было бы жить. Однако рад сам, что нашлись те, с кем удалось поделиться своей радостью, кто разделил мой интерес к чему-то (рад, что рад ещё кто-то…). Как в детстве в школе раздавали конфеты ученикам класса.

Что касается Андрейки, и его мамы, то он уже смотрит с мамой в Интернете свои фотографии на «травелзоне», и ждёт следующего похода со мной ли, или с другой дружной командой.

Спасибо за внимание. Пётр.