район озера Алаукстс 2007 год

Район озера Алаукстс. Пеший поход. 2007год.
(Описание похода по Средне-Видземской возвышенности Латвии)

район озера Алаукстс27-го и 28-го апреля 2007 года состоялся поход, участниками которого были: Пётр Лунёв (автор этого дневника), моя жена Наташа и Александр Васильевич Нестеров (известный многим просто как Василич). Первоначально поход планировался на три дня, по 29 апреля.
Первоначально предполагалось доехать на личном транспорте до города Мадоны, затем на автобусе доехать до н.п. Таурене. После этого пешком пройти вдоль р. Гауи, прокладывая маршрут по местности согласно обстановке. Сначала – к озеру Алаукстс, из которого, согласно обозначениям старых штабных карт, вытекает река Гауя. Затем пройти мимо озёр Таунс и Инесис. Места эти – исторически считаются одной из красивейших в Латвии, так же – места истоков национальной реки Латвии. Миновав озёра Инесис и Недзис, планировалось пройти к истокам другой речки Латвии – Огре, осмотреть оз. Лиелайс Лидерис, затем пройти к горе Гайзинькалнс (312 м.). Предположительно 50-60 километров за 3 дня.
Начало. Приехав около 9 ч. утра в Мадону, мы обнаружили, что ближайший автобус на Таурене идёт только в 13 часов, и стоит 1.5 лата билет. Т.е. за эту цену мы добрались бы поздно, так что выпал день. Прогулявшись по Мадоне, на машине доехали до Вецпиебалги, нашли где оставить машину, и здесь начали маршрут. Направились в ту сторону, где из оз. Алаукстс вытекает протока в Гаую (сейчас значится как «Гауиня», на старых штабных значилась как Гауя). Добавлю: согласно современных, «послеперестроечных» карт, Гауя берёт начало у подножия горы Элку. Однако новых карт в у нас не было, а сами латыши не все знают нынешнее официальное место истока Гауи (я слышал высказывание, когда речь заходила об озёрах, к которым мы направлялись: -А, это те озёра, из которых Гауя вытекает!).район озера Алаукстс
Пешую часть маршрута начали около 12.10. Пройти от дороги напрямую к озеру мимо хутора Клявкални нет смысла: лес напрямую в сторону озера заболочен. Пройдя по шоссе до луга, пошли в сторону озера,
поднялись до геодезического знака, вышки, стоящей на высотке 243,1 метров (Сметес калнс). От геодезического знака открывается чудесный панорамный вид на озёра Алаукстс и Таунс. Перепад высоты от шоссе до знака составил около 40 м., расстояние - около 800 метров пути по лугу. Как выяснилось позже, у Василича стали проявляться результаты болезни. Тем не менее, он пока не признавался в этом.
Озеро Алаукстс – красивейшее место. Мы обнаружили хорошую, уютную стоянку для обеда около берега. Воду взяли из ручья неподалёку. Около 16.00 мы пообедали. Идти по берегу озера до Гауини было бы трудно: берег зарос густым лесом, предположительно – заболочен. Само место было чудесным, однако мы пошли по начальному плану: выйти по цепочке озёр южнее, выходя к Гайзиню. Мы вышли на дорогу, которую незадолго до того пересекли около вышки, затем по ней, оставив справа песчаный карьер, вышли на шоссе (обозначение на картах Р30).
Силакрога гравис и ночевка. Заночевать решили где-то на берегу протоки, соединяющей оз. Алаукстс и Таунс (район озера Алаукстсназвание протоки – Силакрога гравис). При приближении к ней вышли на вырубку. Здесь Василичу пришлось признаться, что идти он уже почти не может. На глазах он стал слабеть. А теперь мы оказались на вырубке, в прямой видимости хутора. А уже вечерело (седьмой час). Я сходил на разведку. Места в
районе протоки заболочены, на каналах и протоках – бобровые плотины. Удалось найти нормальное место для ночлега около старой бобровой плотины (водопад!). Я вернулся за спутниками, частично разгрузил Василича, и пошли с километр к выбранному месту. Далее надо было переправиться на более лесистый правый берег протоки. Я перешел, передал шест. Василич, пройдя 2/3 бревна, задержавшись, вдруг стал неестественно терять равновесие, затем свалился в воду. Я заскочил в реку, помог ему освободиться от рюкзака и выбраться на берег. Наташа прошла достаточно легко.
У костра выяснилось, что уже после предыдущего похода у Василича произошёл инсульт. Стало ясно, что по маршруту идти уже не имело смысла. Если бы он признался о серьёзности проблем в обед, то мы стояли бы на берегу озера, совершали бы с Наташей радиалки по берегу, а Василич ловил бы рыбу все три дня. Теперь мы оказались в болотистой местности, с нездоровым участником группы.
С вечера и ночью я снял с себя трёх клещей, не успевших впиться. Одного сняла с себя Наташа. Хотя температура ночью опустилась до +3 С, это им не мешало. Ночевали под шум воды на плотине (такой знакомый и приятный туристу-воднику), и шум машин на дороге.
Продолжение и завершение. Утром Василич у костра стал чувствовать лучше. Однако когда мы встали на ноги и пошли, стало ясно, что идёт он из последних сил. Для меня была задача: выйти к дороге, по которой может проехать мой «Опель», и на машине забрать нашего спутника. До дороги было около километра. Разгружать район озера Алаукстсполностью Василича я не стал, его личное осталось на нём (у нас с Наташей были сравнительно маленькие рюкзаки, впрочем и снаряга в группе было немного). В этих местах много бобровых тропок. Выходя к дорогам, спугнули кабанов. Наконец, вышли на дорогу (обозначение Р3), метрах в 100 от мостика через ту же протоку. Я пошёл в Вецпиебалгу за машиной. Минут 35-40 пешком по шоссе, и я завожу двигатель.
За время, пока меня не было, спутники отдохнули, и были готовы сходить куда-нибудь налегке, и мы попытались пешком дойти по Силакрогас гравис около километра до Алаукстс от шоссе (Р30). Непосредственно берег озера заболочен. Нашли там на берегу протоки какой-то навес из целлофана: то ли охотников за бобрами, то ли местных бомжей. Далее вдвоём с женой мы поднялись на Брежгя Калнс. Осмотрели остатки разрезанного геодезического знака, вид на окрестности. Гайзинькалнс придётся посмотреть в другой раз! Средне-Видземская возвышенность, до свидания!
Итоги. От Вецпиебалги по пешему маршруту до выхода на дорогу с рюкзаками было пройдено около 7 - 8 километров, ещё километра 3 – в радиалках. Вместо использования 3 дней выходных было использовано только 2, а реально – один. Конечно, задачи похода выходного дня – не только сам поход, но и проверка участников. Лучше обжечься в маленьком походе, чем потом будет сорван большой! Другой разговор, что пока для нас с женой выбраться в поход даже на 2-3 дня – большая редкость, и эта возможность была сорвана. Важный урок: больной человек, идя в здоровой группе, подставляет под ответственность тех, кто отвечает за него. Василич сделал вывод, и этот поход, как активный спортивный, стал для него последним. Но с молодёжью он поддерживает связь, участвуя в походах имеющимися картами и знаниями, ведёт свою туристскую страничку в интернете.
А места в районе этих трёх озёр – просто прекрасные, имеет смысл побывать там ещё не раз.

Вецпиебалга - руины орденского замка

озеро Алаукстс

удобное место стоянки у озера Алаукстс

переправа

обещанный Петей водопад среди болот

продолжение пути утром

Силакрога гравис

исток Силакрога гравис из озера Алаукстс

река Гауя

Брежгя калнс дорога подходит почти к вершине